Большая тряпичная кукла мастер класс


Большая тряпичная кукла мастер класс

Большая тряпичная кукла мастер класс

Большая тряпичная кукла мастер класс

Елена Николаевна Семёнова

ПРОБЛЕМЫ В ПОНИМАНИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ

Киров 2009

Представляю доклад, с которым я выступала в Костроме 28 февраля на межрегиональной научно-практической конференции в рамках фестиваля исследования традиционной народной культуры "Дорогами народных традиций", тема: "Традиционная народная игрушка".

в конце статьи публикуются отзывы - пишите! Можете оставлять комментарии под статьёй.

Введение

Можно без преувеличения сказать, что в настоящее время весь мир охвачен так называемой «модой на куклу». Всё больше кукол коллекционируют, всё больше появляется мастеров, а с ними и различных новых технологий. Кукол изготавливают из пластика, папье-маше, дерева, глины. И, конечно же, на волне этого кукольного ажиотажа не могла не всплыть и не показаться русская тряпичная кукла. Её начали изучать, устраивать выставки, обучающие мастер - классы. Тряпичной куклой заинтересовались этнографы, краеведы, педагоги и даже психологи. Но, к сожалению, очень мало внимания уделили кукле искусствоведы и историки.

Любой человек, более или менее интересующийся русской тряпичной куклой, посещающий выставки, фестивали и конференции может сказать, что всё-таки куклы чем-то отличаются – одни одеты более детально, другие нет. Одни больше похожи на человека, другие только напоминают образ и символичны. Но, не смотря на это, практически всегда этих кукол можно увидеть не только на одной экспозиции, но и в одной витрине.

Очень часто тряпичную куклу включают в программу фестивалей и конкурсов по народному костюму или игрушке, не понимая, что тем самым мы смешивает то, что имеет абсолютно разную природу в своём начале. А куклы имеют разные смыслы и начала. Если кукла найдена в экспедиции – это этнографический образец и он может являться как традиционной куклой, так и просто тряпичной (игровой). Если кукла – копирует все антропоморфные черты и одета в тщательно и детально выполненный костюм – она костюмная.

Эти направления в кукле нельзя смешивать. Каждый вид кукол самодостаточен. Но, тем не менее, на сегодняшний день в кукольном мире, на мой взгляд, сложились неприемлемые обстоятельства. Чтобы упростить понимание традиционной куклы её одевают в народный костюм, тем самым умаляя её значение и смысл. Традиционную куклу уводят от символики славянского мира к обычному бытовому назначению.

Есть такое выражение «Рождение кукол, как рождение целого народа». Рождение с его мировоззрением, миропониманием и культурой. А в нашем случае получается, что на своих кукол мы больше смотрим через «очки» европейской культуры и дальше костюма или примитивной «сувенирно-подарочной обережности» ничего не замечаем.

Тема данного доклада не случайна потому, что поднимает проблемы, которые и должны решаться профессионалами в сфере искусствознания, а точнее людьми, посвятившими себя изучению народного искусства. Но не случайно и то, что обращается внимание на эти вопросы не только у людей науки и музейных работников, а прежде всего мастеров, то есть людей – непосредственно живущих с куклой, проходящих с ней через каждый день своей жизни и жизни народа, через каждое событие. Потому что краевед, этнограф и искусствовед – могут только обсудить, описать и проанализировать, а создаёт мастер.

И именно мастер должен сейчас обратить внимание на традиционную куклу – не только как на интересную фигурку, имеющую простые и, вместе с тем, гениальные средства выражения и изображения, но и как на предмет народного искусства, потому что на сегодняшний день она зачастую рассматривается как игрушка, как детская забава, хотя и припоминаются её древние корни: «При всех этнографических различиях везде кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского круговорота в природе и в жизни человека. Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного(верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали ещё и на четыре стороны света.»1.

О том, что мастерицы-кукольницы действительно очень плохо понимают суть этой проблемы говорит и то, что книгу Г.Л. Дайн «Русская тряпичная кукла» в среде мастеров и не только зачастую называют «Русская традиционная кукла», а ведь это далеко не так. Ведь в книге как раз таки рассмотрено разнообразие всех видов тряпичной куклы, в том числе и традиционная, но не вся.

В Интернете, который прочно вошёл в нашу жизнь как средство общения, можно прочитать такие фразы: «Сделала Спиридона Солнцеворота в подарок своему деловому партнёру на материальное благополучие и успешную дорогу». Пишет человек, который, судя по контексту, бывал не в одном городе на семинарах по кукле, общался с мастерами. Здесь явным образом уничижается значение куклы и не потому, что стараются приблизить её к сегодняшнему дню, а потому, что не понимают её символики. Пытаются очень скудно придать свою трактовку.

Чтобы немного прояснить тему, и более детально обозначить проблему рассмотрим далее понятия традиции и традиционности в народном искусстве, и в этом направлении сравним три, на мой взгляд, основных вида русской тряпичной куклы.

1. Понятие традиции и традиционности в народном искусстве

Среди многих проблем современного народного искусства проблемы традиций едва ли не самые существенные и сложные. Причем актуальность не только теоретического характера, но в еще большей мере практического.

Традиционность общепризнанна как одна из специфических особенностей народного искусства.

Одни ученые под традиционностью народного искусства понимают в основном древность его образов, форм и приемов, устойчивость их сохранения и преемственность в освоении. Но есть понимание традиции как явления диалектического, связанного не только с прошлым, но с настоящим и будущим.

Традиция глубоко содержательна, это глубоко внутреннее явление. Основа традиции - правильное отношение к национальному наследию. Наследие - все искусство прошлого. В традицию же переходит все то, что имеет непреходящую ценность. Это опыт народа, то, что способно по-новому жить в современности.

Но если мы обратимся к истории собственного народа, то поймём, что в определённые времена происходило смешивание традиций. Быть может попытка уничтожения, отчасти удачная, того пласта архаичной, мифологической культуры, которая повлияла на искажение некоторых форм и образов традиционной куклы. То есть в контексте русской традиционной куклы не всегда можно говорить об её эволюционном развитии.

Диалектическое единство прошлого, настоящего и потенциального будущего, заложенного в традиции, прекрасно выражено в определении, которое дал выдающийся русский композитор ХХ века И. Ф. Стравинский. И хотя он основывался на анализе музыкальных произведений, он выразил существо понятия традиции в ее широком и объективном содержании.

«Традиция, - писал Стравинский,понятие родовое; она не просто «передается» от отцов к детям, но претерпевает жизненный процесс: рождается, растет, достигает зрелости, идет на спад и, бывает, возрождается. Эти стадии роста и спада вступают в противоречие со стадиями, соответствующими иному пониманию: истинная традиция живет в противоречии».

Художник-профессионал в своем индивидуальном творчестве выражает и развивает те или иные традиции в меру личных особенностей творчества, мировоззрения, одаренности. Здесь «подлинно творческие традиции очень часто не выражаются во внешнем сходстве и в прямых заимствованиях и могут быть скрыты во внутреннем смысле творческого развития художника, в его основных тенденциях, иногда даже вовсе не осознаваемых самим художником».

Бывает и иначе, когда художник сознательно обращается к определенным традициям в искусстве и по-своему преобразует их. Например, кукла – птица Ирины Владимировны Агаевой из г. Тула или её «хлебный человечек».

В народном искусстве живут традиции коллективного творчества. Эти традиции складывались веками и шлифовались многими поколениями людей. Кровная связь народного искусства с жизнью, трудом, бытом народа обусловила историческую преемственность традиций народной культуры, формирование не только общенародных, национальных традиций, но и их местных локальных проявлений в крестьянском творчестве.

Содержание и функции предмета народного искусства в известной мере определяли его художественный образ, особенности и принципы его воплощения. В зависимости от вида куклы и её назначения – например места в том или ином обряде в её рождении участвовали различные выразительные средства – различный материал, цвет ткани или нитей и другие.

Но сколько бы мы ни говорили о традициях и их особенностях, источником традиций, их носителями являются люди - мастера, творцы народного искусства. А они тоже меняются. Меняется их социальный состав, мировоззрение, уровень культуры. Современные народные мастера принадлежат, в основном, поколениям, выросшим во время технического прогресса. Это не прежние крестьяне, работавшие скорее интуитивно, по сложившимся канонам. У сегодняшних мастеров больше выбора в ткани, цвете. Абсолютно иной образ жизни, тоже влияющий на формирование мастера. Более суровая действительность, существовавшая ранее способствовала выработке более чётких и строгих приёмов выразительности.

Сегодня от народного мастера требуется не только высокое мастерство, но и сознательное творческое отношение к своей деятельности, глубокое проникновение в народную культуру. И, конечно же определённая образованность, способность ориентироваться в вопросах традиционного русского искусства.

Традиции народного искусства - явление глубинного порядка. Они не лежат на поверхности и не могут быть механически использованы как отдельные технические приемы. Хотя очень часто это можно наблюдать в тех же сувенирах и даже в обыкновенной тряпичной шитой кукле, которую начинают «сдабривать» различными символичными традиционными приемами. Отсюда та эклектика и подражание народному искусству, чертам псевдорусского стиля конца 19 века.

Глубоко ошибаются те, кто считает, что если традиционную куклу бывает так легко изготовить технически, то стоит потратить на обучение несколько месяцев и получается мастер. За такой срок можно освоить лишь элементарные навыки. Но чтобы действительно стать мастером – необходимо прожить с куклой достаточно долгое время своей жизни, а вернее – всю жизнь. Ощутить на себе её природу и истоки. Механическое владение техникой и повторение по инерции заученного ведет к вырождению искусства. Залог жизненности и успехов искусства традиционной куклы - в постижении и творческом развитии традиций. К сожалению, далеко не все понимают это и сознательно относятся к принципам и законам народного искусства.

Как всякий художник, народный мастер имеет право на искания, эксперименты. Но из огромного потока впечатлений мастер должен сознательно отбирать и осмысливать возможное и подвластное средствам того искусства, которым он владеет.

2. Сравнительный анализ различных видов тряпичной куклы

 

 

Традиционная кукла

Костюмная кукла

Игровая тряпичная кукла (кукла-игрушка)

назначение

обрядовая

Куклы, применяющиеся в различных обрядах (земледельческих, свадебных и т.д.) целыми сообществами. Нередко одновременно несли обережную функцию. (Например: многоручка, Симеон Столпник, Славутница, Семик и Семичиха.)

Антропоморфный образ, чаще тряпичный, но возможно использование и другого материала в традиционном костюме, порой детально выполненном в миниатюре. Так же авторы часто находят способы и средства стилизации народного костюма в кукле, придающее ей наибольшую ценность и выразительность.

Как правило – тряпичная кукла – игрушка. Со всеми частями человеческого тела или с основными – туловище, голова, руки, ноги. Предназначалась для детской игры, проигрывания социальных ролей, освоению рукоделия при шитье одежды. Очень часто и сама кукла – шитая. 

обереговая

Кукла, предназначающаяся для конкретного человека или семьи, несущая обереговый смысл. Нередко обереговая кукла, предназначающаяся ребёнку была и игровой. (женская суть, зольная, кукла на полене)

игровая

Традиционная кукла, относящаяся к игровой нередко предназначалась ребёнку в самом малом возрасте и одновременно была оберегом. (вепсская, вятская веснянка)

Изобразительные средства, материал, технология, размер

Обрядовая

Если кукла относилась к земледельческим обрядам – то материалом как правило была солома. Изготовление куклы было заложено в ритм обряда и занимало совсем немного времени. Делался акцент на сути обряда, т. е. выделялись руки, солнце, грудь, как символ плодородия и т.д.

Кукла для семейного, свадебного обряда изготавливается как правило из материала, который приближен к дому, домашнему очагу (зола) и ткани (вытканной дома), как один из символов рода.

Размер куклы как правило не меньше локтевого. За некоторыми исключениями – могла быть кукла в рост или имела другую измерительную систему, например, как зерновушка.

Очень часто в костюмной кукле стараются использовать старинные домотканые ткани. Украшают рукоделиями. Костюм повторяют в деталях. Размеры часто локтевые. Эти куклы или больше похожи на игровые тряпичные или на интерьерные.

Здесь использовалась, как правило, ткань. Если основу кукла переняла от обрядовой, то могли сделать и на палочках. Одежду делали примитивную, в редких случаях проявляли рукоделие. В основном подбирали из старых тканей оборки и старые кусочки вышивки или кружева. Более чем игровую такие куклы смысловой нагрузки не несли. Очень часто им рисовали лицо. 

Обереговая

Куклу как правило делали из ткани, золы – то что было ближе к дому и роду. Размер  локтевой, если кукла имела не только обережный, но и обрядовый характер, и более маленький. Чем интимнее назначение, тем меньше. 

игровая

Так же использовались материалы, которые были ближе к дому. Для детей размер куклы часто был – «в кулачёк». Куклу старались делать очень образно, не похоже на живое, не рисовали глаз, не детализировали. 

Так же делали куклу из живых природных материалов – травы или соломы.

 


Заключение

В заключении хотелось бы сказать следующее. Кукла и есть тот пласт народного искусства – который, в свою очередь, будет многогранным драгоценным камнем, который нужно изучать со всех сторон. На сегодняшний день в научных кругах традиционная русская кукла зачастую рассматривается в общем контексте со всеми видами тряпичной куклы и поэтому уделяется внимание её позднейшим образцам…

Существуют даже отдельные мнения, что обрядовая кукла не столь интересна, не актуальна, утратила свой смысл, как и сам обряд. Мне видится, что такое мнение далеко не безобидно и уж вовсе непрофессионально.

Понятно, что необходимо сохранить хотя бы те отдельные фрагменты традиционной куклы, которые дошли до наших дней. Свой вклад в это должны вложить люди науки – учёные, искусствоведы, историки. Становится больно, когда приходится наблюдать как мы походя, невнимательно относимся к своей истории и культуре и как следствие – утрачиваем то, что невозможно вернуть.

Традиционная кукла так же относится к одному из видов народного искусства, как и, например, традиционный костюм. Но не из-за рукоделия, а из-за целостного представления наших предков о мироздании выраженных через куклу.

Традиционные куклы всегда сопутствовали духовной жизни, а не товарно-денежным отношениям. Она есть «миф в свёрнутом виде». Если в традиционной кукле и присутствуют элементы народного костюма, то очень образные и символичные. То есть они здесь зачем-то нужны. Например, передник у работницы или два плата – один на голове, другой на плечах у куклы «Женка».

У каждой из нас есть свои личностные переживания по поводу куклы, но есть и такие понятия, как народ, этнос, этническая культура, народное сознание, которые нельзя и небезопасно приравнивать к личностным. И, как следствие, нужно осторожнее вносить своё в образ традиционной куклы.

Чтобы проложить традиции дорогу в будущее – нужно как следует изучить её прошлое, иначе традиции перерастёт в псевдотрадицию.

«Куклы – это как рождение целого народа», а значит исчезновение куклы отражающей его образ, исчезновение и народа.

Литература и источники

1.Богуславская И. Я.. "Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов. "Творческие проблемы современных народных художественных промыслов". Сборник статей. Издательство "Художник РСФСР",
Ленинград, 1981г.

2.Горожанина С.В., Зайцева Л.М. Русский народный свадебный костюм. – изд.: «Культура и традиции», 2003. – 128 с.

3.Дайн Г.Л. Лоскутные мячики из Хотькова – Сергиев Посад: Весь Сергиев Посад, 2008. – 96с.

4.Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. Изд.: Культура и традиции, 2007. – 120 с.

5.Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2005. – 240 с.

6.Семёнова М. Мы – славяне! : Популярная энциклопедия. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. – 560 с.

7.Федорова Н.Н. Традиционная игрушка севера: куклы, олени. Синкретичный характер игрушки; типология. (По материалам коллекции ТМИИ). Сборник научных трудов Тюменского областного музея изобразительных искусств/ Тюменский музей изобразительных искусств. Выпуск 4. Тюмень: ООО «РГ «Проспект», 2006. 88 стр.

отзывы о статье

Мой отзыв:

То, что сегодня всё "опошляется", упрощается и смешивается - это так иесть. Профессионалов мало. Негде людямучиться. Вот и мешаем как попало. А корни мало кто ищет, большинство просто хватается, делает, не вникая в суть. Хорошо это или плохо? Думаю, это нормально при условии того, что есть места, где традиция будет точно сохранена, и такая точная информация будет распространяться. Тогда постепенно мы все станем образованнее. А про кукол мы сейчас правда мало знаем. Обереги - да, и всё, иногда обряды, но всё сильно замутнено христианством и до сути докопаться очень сложно, только на ощущениях.

То, что делают "другу-бизнесмену на дело" - встречала. :-) Нелепо конечно, но хоть так, хоть как-то о кукле знают. Можетпозже и более глубокое понимание людям придёт.

А вот то что мастером быстро не станешь -в точку! Это наверно жирным можно выделить. Много сейчас недоучек что сами начинают семинары проводить за большие деньги - грустно это. Особенно при том,что, прозанимавшись куклой долгое время,точно понимаешь, что это дело совсем неприбыльное. Невозможно тут "денег срубить". Думаю, что такие люди, кто пытался так заработать, это скоро поймут. А то складывается ситуация, когда мастера начинают с большой опаской и оглядкой передавать свои годами наработанные материалы о кукле.
 


Источник: http://www.rukukla.ru/article/masterwork/semenova/trapi4naa_kukla_i_ee_vidy.htm



Большая тряпичная кукла мастер класс

Большая тряпичная кукла мастер класс

Большая тряпичная кукла мастер класс

Большая тряпичная кукла мастер класс

Большая тряпичная кукла мастер класс

Большая тряпичная кукла мастер класс